Цифровизация экономики

БИТ. Бизнес&Информационные технологии

17 апреля 2017г.

Константин Кутуков, директор по маркетингу группы Астерос

Константин Кутуков, директор по маркетингу группы «Астерос»

Идеей цифровой трансформации охвачен весь мир. В нашей повседневной жизни уже можно найти немало ее примет. Наконец, и правительство РФ решило создать госпрограмму «Цифровая экономика». Константин Кутуков, директор по маркетингу группы «Астерос», отвечает на вопросы «БИТа» о «цифровизации».

У цифровой экономики есть несколько определений. Какое из них вам ближе? Или предложите свое.

По моему мнению, цифровая экономика характеризуется активным использованием информационно-коммуникационных технологий в целях осуществления различных видов взаимодействий, в том числе юридически-значимых, между всеми участниками экономических процессов. Именно ИКТ, которые за последние двадцать лет сделали большой скачок вперед, помогают обществу, бизнесу и целым государствам постоянно совершенствоваться: оптимизировать издержки, создавать новые продукты и услуги, повышать качество жизни и т. д. Главными драйверами для цифровой экономики стали развитие интернета и электронной коммерции, которые открыли новые пути обмена информацией, продажи товаров и оказания услуг.

Чем она лучше традиционной экономики?

Считаю, что такое сравнение не совсем уместно. Цифровая экономика — это следующая стадия эволюционного развития экономической и производственной модели общества. От «реальной» экономики нельзя отказаться — кто-то должен производить продукты питания, строить дома, заниматься перевозками и логистикой, оказывать медицинские услуги. Однако за счет активного развития интернет-технологий, роста вычислительной мощности процессоров, повсеместного распространения мобильных устройств и глубокой интеграции в жизнь социальных сетей — мы имеем ко всему этому гораздо более быстрый и комфортный доступ. Поставщики услуг, в свою очередь, могут аккумулировать и анализировать большие объемы данных, которые позволяют им повышать качество продукции, сокращать сроки ее разработки и вывода на рынок, избавляться от ненужных звеньев в цепочках поставок, а также лучше понимать своих потребителей. Если речь идет о государстве — то своих граждан.

Как ее нужно развивать? Опыт каких стран, по-Вашему, может служить примером?

В основе развития цифровой экономики лежит, безусловно, комплекс мер, который должен быть предпринят как государством, так и бизнесом, а также самими гражданами. Прежде всего, нужно минимизировать излишние бюрократические и административные барьеры, перестроить законодательство под новые модели взаимодействия, стимулировать компании и население к переходу в цифровую плоскость, а также устранить цифровое неравенство в регионах. В качестве примеров стран с высокой долей цифровизации экономики можно привести Сингапур, Гонконг, Великобританию, США, Эстонию.

Важно понимать, что в основе цифрового суверенитета государства лежит развитие технологий и инноваций. В этом плане наша страна пока в роли догоняющей, однако разрыв с Западом постепенно сокращается. Думаю, что реализация «Стратегии научно-технологического развития до 2020 года» должна будет способствовать сокращению этого лага. Имеющийся у России интеллектуальный и информационный потенциал способствуют созданию в стране нового цифрового общества.

Какие отрасли легче поддаются цифровой трансформации?

В первую очередь, это отрасли, где технологии уже давно стали основой бизнеса. Речь идет о телекоме, финансовой сфере, онлайн и оффлайн ритейле, секторе услуг. Трансформация для них — это постоянное совершенствование, которое заключается в поиске дополнительных ниш и возможностей коммерциализации за счет использования новых подходов и технологий в разработке и предоставлении услуг. Достаточно привести в пример мобильный банкинг, агрегаторы такси, онлайн-кинотеатры и т. д. Большие преобразования сегодня происходят и в некоммерческой сфере: мы видим, как меняется модель оказания госуслуг, набирает обороты Медицина 2.0, совершенствуются системы ЖКХ и т. д. Этому во многом способствует распространение технологий обработки больших объемов данных, развитие инфраструктуры Интернета вещей, использование систем искусственного интеллекта и робототехники, применение блокчейна. Все эти технологии и сервисы нацелены на максимальное сближение потребителя и поставщика услуги или продукта.

Чем отличается цифровая компания от других? Вы относите свою компанию к таковым?

Цифровая компания знает, как применять новые технологии для повышения эффективности бизнеса, как извлекать ценность из своих цифровых активов в виде данных, и как их защищать от внешних и внутренних угроз. «Астерос», безусловно, движется по этому пути: мы не можем внедрять новые ИТ-решения в бизнес наших клиентов, не используя их на собственной практике. Цифровые инструменты управления дают нам возможность глубже понимать происходящие процессы. Мы активно используем широкий пласт управленческих и аналитических систем (ERP, СRM, BI) для консолидации и анализа данных и оперативного принятия управленческих решений. Например, в производстве, где приоритетными для нас стали комплексные проекты на стыке инженерных систем, ИТ и безопасности, уже невозможно обойтись без использования BIM-технологий. Это не только требования заказчиков, но и возможность минимизации рисков в рамках проектов для нас.

Как перестроиться компании на новые технологии?

Главное для компании — это стремление к постоянному развитию, готовность изменяться, ставить цели и идти к ним. Другой важный момент заключается в понимании того, что действительно может помочь бизнесу в текущий момент. Трансформация должна быть разумной: внедрение новых технологий ради самих технологий не даст эффекта. Цифровые сервисы должны сокращать издержки, а не плодить новые. И третье, должны быть предусмотрены механизмы внедрения изменений в компании, которые будут обеспечивать не только интеграцию самих технологий, но и «прививание» сотрудникам понимания и ценности их собственных решений. Таким образом каждый человек превращается в «проводника» и активного пользователя инноваций, а не в очередную преграду трансформации.

Какие компетенции надо развивать специалистам, переходя на цифровую экономику?

Помимо понимания экономического и социального эффекта от технологий для бизнеса и общества, необходимо развивать навыки адаптивности и обучаемости. Например, каждый руководитель, отвечающий за функциональное направление в компании, должен иметь представление о том, какие сервисы и технологии могут помочь ему в решении каждодневных задач, могут ли они быть интегрированы в общие информационные и бизнес-процессы компании.

Что может тормозить ее развитие в России?

Цифровая экономика, в первую очередь, ориентирована на повышение эффективности и конкурентоспособности. Те области деятельности, в которых эта потребность минимальна, будут, безусловно, позже всех адаптироваться к новым условиям. Существенным ограничением является технологическое отставание многих отраслей, которое, в свою очередь, вызвано недостатком финансовых ресурсов как на уровне предприятий, так и регионов. С другой стороны, именно переход в новой модели экономики может вдохнуть во многие отрасли и предприятия новую жизнь. Государство проделывает огромную работу для обеспечения цифрового суверенитета: мы развиваем технологии и образование, поддерживаем локальные инновационные компании и т. д. В том числе, идет работа над созданием «дорожной карты» для развития цифровой экономики в России. Как бизнес, так и граждане должны поддерживать эти процессы, даже если пока что-то идет не так гладко, как хотелось бы. Как мы знаем, не ошибается только тот, кто ничего не делает.

Возврат к списку

Твитнуть

Спасибо за интерес к группе «Астерос»! Чтобы мы могли предоставить вам информацию по теме «Цифровизация экономики», заполните, пожалуйста, поля «E-mail» или «Телефон».