На стыке инфраструктур

Технадзор

26 сентября 2016г.

Олег Липов, руководитель дирекции инженерных систем группы Астерос

Олег Липов, руководитель дирекции инженерных систем группы «Астерос»

По направлению своей деятельности группа «Астерос» давно вышла за пределы системной интеграции в ее классическом понимании, что является абсолютно логичным продолжением развития крупной компании, получившей опыт реализации масштабных ИТ-проектов. «Сейчас мы в основном занимаемся созданием инженерных сооружений, будь то строительство офисов, административных зданий или спортивных объектов, для чего выходим на новые масштабные стройки, реализуем комплексные проекты на стыке нескольких инфраструктур», — отмечает Олег Липов, глава дирекции инженерных систем группы «Астерос».

— Олег Владимирович, каково состояние российского рынка построения инженерной инфраструктуры зданий и сооружений?

— Экономические и политические события в мире, безусловно, накладывают свой отпечаток на все отрасли российской экономики. Инвесторы стали аккуратнее вкладывать деньги, и это требует от инженеров новых решений и гибкого подхода. На мой взгляд, рынок в целом достаточно хорошо себя чувствует, серьезные компании продолжают работать, инфраструктура — развиваться, здания и спортивные объекты — строиться. Ведущие производители инженерного оборудования находятся в шаговой доступности, они модернизируют свои решения, наращивают темпы производства. И конечно, серьезным драйвером развития являются спортивные соревнования международного масштаба — Олимпийские игры, Универсиада, предстоящий ЧМ-2018, которые требуют значительных инвестиций в развитие и построение инфраструктуры городов.

— Поменялись ли потребности заказчиков в условиях нестабильной экономической ситуации?

— Могу сказать точно: никто не ухудшает инженерные показатели объекта и не снижает требования к функциональным задачам сооружения. С другой стороны, заказчик становится гибче — он понимает, что можно применять более дешевые решения не в ущерб качеству. Единственное, при таком подходе требуется более тщательная оценка. Например, перед тем как перейти на новое решение, предположим азиатского производства, его необходимо изучить, протестировать, ознакомиться с опытом внедрения и эксплуатации на похожих объектах. Становятся актуальны и новые форматы взаимодействия с вендорами: заказчики заключают договор не только на поставку инженерного оборудования, но и на его обслуживание. Таким образом, все риски, которые могут возникнуть в связи с некачественной работой оборудования, клиент перекладывает на плечи поставщика, повышая тем самым уровень его ответственности за конечный результат и общую вовлеченность в проект. При этом, естественно, ни одна нормальная компания не возьмет на себя риск поставки оборудования сомнительного качества.

— Насколько применим тренд импортозамещения при построении инженерной инфраструктуры?

— Российские производители всегда котировались на рынке инженерии, однако отечественное оборудование не намного дешевле импортных аналогов. Многие мировые бренды, например, ABB и Schneider Electric, локализировали производство в России. Их продукция не совсем попадает под термин импортозамещения, но она давно выпускается в нашей стране и доступна широкому кругу потребителей, начиная от рядового владельца дачного участка и заканчивая строителями нефтехимического комбината. Есть российские компании, успешно работающие на рынке механических систем, есть производители оборудования систем безопасности. Этот рынок развивается, но темпы роста пока еще не велики. Для работы на нем важен эффект масштаба — только тогда можно добиться не только конкурентной цены, но и высокого качества решений, учитывающих сотни примеров практического внедрения на предприятиях.

— Что мешает вывести инжиниринг в России на качественно новый уровень?

— Всю свою жизнь я занимался проектированием и уверен, что эту профессию невозможно полностью освоить в институте — только с опытом приходит понимание того, как расчет превратить в реальную конструкцию. В советское время, безусловно, качество проектирования было лучше. Тогда была создана мощная система, начиная от подготовки кадров и заканчивая жесткой стандартизацией. Сейчас мы перешли в область иностранных аналогов, которые почему-то пытаемся ставить во главу угла. Нас информируют о том, что ГОСТы будут отменяться, а жить будем по техническим регламентам. Если раньше проектные институты были столпами в решении ключевых задач, то сейчас они превратились в подсобные хозяйства. То же самое с нормативами: сегодня они часто противоречат друг другу.

Еще одна проблема: к сожалению, люди не привыкли работать по проектам «от и до», и в этом можно убедиться, придя на любую стройку. Когда заказчик получает задачу построить здание, ему важно его построить. Он не готов отводить много времени на проектирование объекта, вследствие чего проект становится лишь эскизом, хотя должен быть законом, применение которого выльется в экономию бюджета, сокращение сроков реализации, техническую согласованность и надежность работы всех систем. Если большая часть проектов будет идти именно по этому пути, страна сможет достаточно быстро нарастить «мышцы» в плане инжиниринга, сформировать фундамент для реализации новых крупных инфраструктурных проектов во всех областях.

— Какую долю в инжиниринговых проектах группы занимают спортивные объекты?

— В последние годы наша страна активно поддерживает развитие спорта, вкладывает огромные ресурсы в строительство спортивных объектов и сопутствующей инфраструктуры, и мы не могли остаться в стороне. И речь здесь даже не о финансовой выгоде, а в первую очередь о статусе, репутации и применении опыта. Мы поработали на Олимпийских играх в Сочи, следующим шагом станет ЧМ-2018 по футболу. При этом часть стадионов, которая не попала в контур ЧМ, тоже должна быть выстроена на высоком уровне — это визитная карточка страны.

— С чего необходимо начинать диалог заказчика стадиона и инженерной компании?

— С назначения объекта. Здесь мы можем выступать еще и в роли консультанта — подсказать, какие технические решения и организационные мероприятия позволят повысить эффективность сооружения. Если стадион строится для проведения крупных международных состязаний, вступают в силу регламенты МОК, УЕФА, ФИФА, и инженерная составляющая объекта должна беспрекословно им соответствовать.

Кроме того, нужно учитывать, что бизнес сейчас уходит от спорта в чистом виде, возводя многофункциональные комплексы, объединяющие под одной крышей спортивный стадион, площадку для проведения шоу, а иногда и офисное пространство. Строительство такого объекта — сложная задача, которая должна решаться еще на уровне создания концепции, поскольку монообъект, не приносящий прибыли застройщику, может быстро прийти в запустение. А если на площадке грамотно построен бизнес и при этом создана вся необходимая инфраструктура, в выигрыше оказываются все: и посетители, и инвесторы, и город. Хороший пример такого объекта — знаменитый лондонский «Уимблдон». В свободные от проведения соревнований дни туда можно сходить на экскурсию, посмотреть на знаменитые корты, зайти в магазины и кафе, и это намного лучше, чем прийти к заколоченным воротам. Определенно, я за такую синергию.

— С какими сложностями приходится сталкиваться при проектировании спортивных объектов?

— Спорт — это всегда шоу, и мы должны помочь ему блеснуть во всей красе: создать комфортные условия пребывания зрителей, обеспечить качественную трансляцию, визуальный и звуковой ряд, чтобы болельщик увидел эмоции спортсмена и почувствовал себя полноценным участником спортивных состязаний. Также важно предусмотреть дополнительное технологическое оснащение для людей с ограниченными возможностями, в том числе слабослышащих. Безусловно, все это накладывает высокие требования на инженерную и ИТ-инфраструктуру. Например, при выполнении работ по проектированию спортивных объектов к ЧМ-2018 необходимо учесть и увязать требования значительного количества согласующих организаций, таких как АНО «Организационный комитет «Россия-2018», АНО «Арена-2018», а также предписания города, силовых ведомств и ряда других органов, включая все приказы и распоряжения, касающиеся безопасности. Технологическая сторона вопроса регламентируется требованиями ФИФА.

Одно могу сказать точно: если 30 тысяч человек зашли на стадион без очередей и давок, получили качественный сервис и спокойно покинули объект, значит, заказчик, проектировщик и подрядчик хорошо поработали над созданием данного сооружения.

Возврат к списку

Твитнуть

Спасибо за интерес к группе «Астерос»! Чтобы мы могли предоставить вам информацию по теме «На стыке инфраструктур», заполните, пожалуйста, поля «E-mail» или «Телефон».